Удивительна тактичность цветовых решений
07.06.2016То, что польский «сарматский» портрет XVII-XVIII веков был делом рук почти исключительно цеховых художников, определяло, с одной стороны, его народность, демократичность в восприятии человека, трезвость взгляда, с другой же - не могло не придавать оттенок провинциальной узости арсеналу художественных средств, используемых мастерами. В цеху могли работать лишь лица «подлого» происхождения, ремесленники, выходцы из маленьких, в этот период аграризирующихся польских городов, самим своим рождением, образом жизни прикованные к традиционному ремеслу, к прочно устоявшимся навыкам и т. п. Шляхтич, то есть человек, имеющий гораздо более широкие возможности учения, контактов, личных впечатлений, не мог заниматься живописью (то есть ремеслом) под страхом утраты герба и дворянства. Он мог зато если позволяли средства, пригласить из-за границы мастера и заказать ему портрет или сделать его придворным художником, но на это были способны немногие. А портрет имел в Польше действительно широчайшее распространение: «Не было дворца или двора, в котором не хранились бы портреты предков, украшающие сени (przedsionek) и жилые комнаты»,- пишет Т. Добровольский, известный исследователь «сарматского» портрета. По удачному выражению С. Виленьского: «Своеобразный снобизм, возникший на почве генеалогии, привязанность к родовой традиции находили свое выражение в устройстве родовых галерей предков». Любой, сколько-нибудь зажиточный шляхтич стремился иметь свою галерею, кроме того, каждый хотел иметь и портрет царствующего короля. Портрет XVII-XVIII веков в Польше долгое время не привлекал-к себе серьезного внимания. Только в последние годы началось действительно углубленное, систематическое исследование этой - безусловно, одной из интереснейших областей старой польской культуры. Ближайшие годы, видимо, принесут много ценных публикаций, которые разовьют дальше новаторскую работу Т. Добровольского.