Выражение в устройстве родовых галерей
07.06.2016Польский портрет XVII - середины XVIII века является не только цельным и живым художественным явлением, но и интереснейшим памятником художественной культуры и старопольского быта. К тому же этот вид польского искусства чрезвычайно интересно связан с русским и украинским искусством. Именно портрет сарматской эпохи позволяет отметить, пожалуй, больше, чем любой другой вид тогдашнего искусства, узел художественных взаимодействий, взаимопроникающих влияний славянских культур того времени. Не будучи художественным явлением, достойным стать рядом с гениальным творчеством голландских или испанских мастеров XVII века, оставаясь локальным, в достаточной мере провинциальным, польский «сарматский» портрет оказывается, тем не менее, явлением очень самобытным, чрезвычайно живо характеризующим польское общество XVII века. Ему присуща известная целостность образа, порой неожиданная зоркость и свежесть восприятия, противостоящие банально-торжественным, театрализованным решениям космополитического портрета эпохи барокко, который находил себе место при дрезденском королевском дворе и в близких к нему магнатских кругах, ориентировавшихся на Запад. Хотелось бы отметить и то, что в эпоху усиления клерикализма во всех областях культуры, портрет оставался целиком светским видом искусства и именно поэтому воплощал в себе в значительной мере реалистические тенденции того времени. В польском «сарматском» портрете существовал целый ряд видов, складывавшихся и своеобразную иерархию, во главе которой стоял парадный портрет, тесно связанный с сословным самоутверждением крупного магната, богатого шляхтича и, значительно реже, городского патриция.