Толщиномер
04.08.2016Самому Антуану живописность и пышность не требовались. Картинности и расточительности он предпочитал документальную точность, сдержанность и лаконизм. В исторических постановках, как и в современных, французский режиссер показывал «кусок жизни», «вырез жизни». Натуралистическая концепция человека в его связях с историей и обществом формировалась в раннем творчестве Антуана под воздействием Золя, «меданцев». Общественное и биологическое совмещалось в героях спектаклей «Свободного театра» с самого начала: человек, согласно идейно-эстетическим взглядам на мир Антуана, несомненно являлся частью общества, зависел от разнообразных условий и обстоятельств жизни. Но зависимость эта выглядела на первых порах преимущественно односторонней. Человек «из мяса и костей, взятый из действительности, научно проанализированный, без всякой лжи» (Золя), был пассивен перед лицом истории и законами общества, не познанными и поэтому устрашающими, обретая фаталистический толщиномер. Испытывая на себе воздействие сил, находящихся вовне и в них самих, герои спектаклей первых сезонов «Свободного театра» не умели еще влиять на окружающее. Следует отмстить, что среда никогда не являлась в спектаклях Антуана всего лишь нейтральным фоном. Но активизация героя, его способность формировать свою судьбу и характер пришли позднее, что и обозначило в первую очередь движение режиссера к реализму - к реалистической концепции положения человека в современной действительности.