Города Беларуси
04.08.2016Дело не в том, что «Независимый театр», театр клубного типа просуществовал относительно недолго (1891-1897). Творческая активность «Свободного театра» Антуана во Франции продолжалась не на много дольше (1887-1895). Что же касается немецкого «Свободного театра», возглавляемого Отто Брамом, то его история оказалась еще короче (театр давал регулярно спектакли с 1889 года по 1892 год, затем еще раз «воскрес из мертвых», чтобы осуществить в 1894 году постановку «Ткачей» Гауптмана). Не стоит также порицать организатора и руководителя «Независимого театра» Джекоба Томаса Грейна, выходца из Голландии, талантливого критика, переводчика, эрудита, свободно владеющего несколькими европейскими языками, за то, что он обратился преимущественно к пьесам современных зарубежных, а не отечественных драматургов. Ведь и Антуан добился максимального успеха, осуществляя постановку произведений авторов других стран. Становление режиссуры повсеместно в Европе происходило на материале драм, в наибольшей степени этому способствовавших, независимо от того, на каком языке они первоначально написаны. «Независимый театр» открылся «Привидениями» Ибсена, затем состоялись премьеры «Дикой утки», «Терезы Ракен» и «Наследников Рабурдена» Золя. Все это было естественно для театрального организма нового типа, стремящегося к контакту с передовой драматургией, воплощающей основные идеи времени. Смотрите города Беларуси.
Отличие Грейна от Антуана или Брама, не говоря уж о Станиславском и Немировиче-Данченко (Московский Художественный театр рассматривается мировым театроведением в большинстве случаев как вершина и итог движения «независимых» и «свободных» театров), состояло в том, что, несмотря на преданность начатому делу, он оставался прежде всего литератором, знатоком современной драматургии и не стал, да и не мог стать, крупным режиссером-практиком с ясным ощущением природы современного театрального творчества и пониманием того, какими путями следует реорганизовать устаревшие методы актерской игры и постановки спектакля.