Реформы в университетах
13.02.20181. Государство сокращает автономию университетской корпорации, вмешивается в издание университетских и факультетских уставов, в процесс преподавания. Правительственные чиновники контролируют учебные планы, преподавание и поведение преподавателей и учащихся. Профессор становится правительственным чиновником. Студент рассматривается как будущий слуга государя - чиновник или клирик, с чем было связано территориальное обособление университетов: исходя из экономических и религиозных интересов, правители издают указы, запрещающие своим подданным обучаться в университетах других государств. Государственная опека также выразилась в учреждении стипендий для бедных студентов и профессорских окладов, за которые профессора обязывались читать бесплатные публичные курсы.
2. Изменился строй университетской жизни. Монастырь перестал служить идеалом, к которому должны были стремиться все учебные заведения в Средние века. Вследствие этого в прошлое уходит обязательное безбрачие преподавателей и сильно сокращается население студенческих общежитий и коллегий. Идеалом становится образ жизни дворянства; место средневекового школяра, клирика-семинариста занимает академический студент XVII в., играющий роль кавалера. В этот период начинает формироваться национальное студенчество, с его своеобразными нравами и обычаями. Студенческие общества и землячества нормируют отношения своих членов по вопросам чести, справляют свои особые празднества и регламентируют распорядок жизни; действуя как организованная сила, эти общества заправляют и всей остальной массой студентов. Коллегии, с их обязательным интернатом и строгим надзором, были сохранены преимущественно для стипендиатов. Хотите показать свои знания? Олимпиада для школьников это то, что вам нужно.
3. В ХУ1-ХУП вв. формируется современный тип корпорации преподавателей, состоявшей из ординарных профессоров, т. е. постоянных полноправных преподавателей одного из четырех факультетов, и экстраординарных профессоров и приват-доцентов, читавших дополнительные лекции и не получавших регулярного жалованья.
4. Взгляд на задачи университетского преподавания в XVI- XVII вв. и форма преподавания сохранялись прежние, однако учебные планы были дополнены новыми дисциплинами, появились новые методы преподавания.