Работа с историческим портретом
06.03.2019Мы учим школьников анализировать портрет, не опираясь на текст учебника, а выбирая из предложенных учителем противоположных определений одно, правильно характеризующее черты, выраженные в портрете, и отбрасывая непригодное. Так, можно провести беседу по портретному бюсту Юлия Цезаря примерно по таким вопросам: «Каким изобразил Цезаря скульптор? Какое лицо у Цезаря на этом портрете: доброе или жестокое? умное или глупое? безвольное или волевое? Какое выражение лица — спокойное или напряженное? Черты лица мягкие или резкие? А какие особенности придают резкость чертам его лица? Обратите внимание на глубокие складки у рта, две резкие морщины у переносицы, приподнятую правую бровь, опущенные углы сжатого рта! Как смотрит Цезарь — приветливо? А как? Теперь опишите лицо Цезаря по портрету, сделайте это письменно к следующему уроку!».
Уже в V классе в элементарной форме учитель раскрывает классовый характер портрета. На примере статуи Октавиана Августа, представленного в образе молодого, могучего бога Юпитера, он покажет, как искусство служило укреплению рабовладельческой империи и обожествлению власти императоров. Учитель отметит, что в действительности Октавиан был хил и невзрачен. В портрете отражен не подлинный облик Октавиана, а идеал, образец императора, которому следует всячески поклоняться и повиноваться. Скульптор идеализировал Октавиана. Готовитесь к поступлению в ВУЗ и хотите выбрать горную специальность? Осмотрите сайт КарГТУ http://www.kstu.kz/. Он специализируется на данной отрасли.
В курсе истории средних веков классовый характер портрета легко раскрывается на идеализированном парадном портрете Людовика XIV кисти Риго. «Король-солнце» изображен в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная нижняя губа, величествен жест его руки и его стройная фигура. Всем своим видом король как бы утверждает свой девиз: «Государство— это я!» Весь облик короля на портрете рассчитан на создание у зрителей впечатления могущества, величия, неограниченной власти. Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким (в действительности Людовик XIV был невысок), а благодаря пышным складкам мантии — величественным, могучим. Такой портрет призван был служить возвышению абсолютизма, укреплению власти феодальных землевладельцев-дворян.